Кризис? Время креатива и нестандартных решений

К сожалению, экономический кризис всегда бьёт по всем сферам деятельности и касается каждого. В нашей стране, как правило, все его пытаются переждать как черепахи при виде опасности: спрятать голову поглубже в свой панцирь и переждать, пока все не затихнет. К сожалению, такая стратегия не всегда помогает выжить в условиях жесткой конкуренции. Почему? Давайте представим, что кризис — это пожар, а черепашка — это фирма. При пожаре некоторые черепашки начнут закрываться в своих крепких панцирях, а другие — убегать туда, где они будут в безопасности от пожара. Согласен, сравнение жутковатое, но зато все становится все предельно ясно: выживут только самые быстрые и целеустремленные черепашки. Именно они вернутся и займут выгоревшую территорию. Теперь давайте отстранимся от мрачных сравнений и вынесем отсюда главный вывод — просто переждать кризис никак не получится, он все-равно ударит либо по какой-то части, либо по всему бизнесу в целом. Гораздо более продуктивно направить свою энергию в то, что поможет не только его пережить, но и поможет вашему делу развиться и победить конкурентов в это непростое время.

Что делают практически все компании во время кризиса? Сокращают расходы. Начинают экономить на всем: на сотрудниках, на качестве, на рекламе – автоматически лишая себя кислорода. В нашем мире никто не купит вашу продукцию, какой бы крутой и качественной она не была, если о ней просто никто не знает. Мы приходим в магазин и среди кучи различных продуктов покупаем те продукты, которые мы знаем. Если мы знаем, что молоко Х вкуснее молока Y, мы покупаем именно первый вариант. Откуда мы это знаем? Мы пробовали. Как мы впервые отважились попробовать? Мы услышали/увидели/прочитали что-то об этом молоке. Даже если мы услышали это от своих знакомых, то они точно так же когда-то рискнули попробовать это молоко, а самое главное, что они сами впервые услышали/увидели/прочитали что-то о нем. Мнение покупателя всегда упирается в то, как ему преподносят продукцию, а именно в РЕКЛАМУ. Хотя, правильнее говорить, рекламную кампанию.К сожалению ни один человек в мире, который распространял свою продукцию только через «сарафанное радио», ни разу не попадал в списки Forbes. Люди которые там оказывались, всегда обладали 3 вещами: продуктом, верой в себя и оригинальной идеей, при помощи которой они этот продукт преподносили массовому покупателю. Оригинальная идея — это то, как компания выгодно отличала себя от конкурентов. Другими словами, это хорошо продуманная и просчитанная рекламная компания. Стив Джобс с его Macintosh взорвал индустрию и породил бешеный спрос на его ПК. А ведь он не придумал ничего нового, он взял то, что уже существовало, то есть компьютер, сделал его компактней и сообщил всем, что компьютер может быть персональным. Благодаря рекламе по ТВ Macintosh захотели все. Точно так же потом он взорвал сначала индустрию компактных музыкальных проигрывателей, а затем и телефонов-

коммуникаторов, хотя и в той и другой области уже были свои законодатели моды. У него был продукт (не оригинальный), вера в себя и хорошо продуманная рекламная компания, которая попадала точно в целевую аудиторию. Что в итоге получилось, мы все можем видеть вокруг нас самих буквально каждый день.

Вернемся к разговору о кризисе. Как мы уже говорили, в кризис все первым делом урезают рекламный бюджет. Давайте рассмотрим несколько примеров, когда именно в кризис рекламодатели находили оригинальную идею, и вместо того, чтобы сокращать бюджеты на маркетинг начинали активно рекламировать свой товар.

Один учитель из США во время нефтяного кризиса в 70х заметил одну тенденцию. Многие люди шли в университеты для смены профессии. Он основал первый аккредитованный коммерческий университет в США, и дал рекламную компанию, в которой было сказано, что именно у него люди могут получить самое качественное образование. Сейчас это один из самых крупнейших университетов в мире — Университет Феникса.

Всем известная автомобильная компания Renault, а именно ее представительство в Англии, решила использовать в своей кампании один принцип: когда ты уже попользуешься вещью какое-то время, тебе будет гораздо сложнее вернуть эту вещь. Автоконцерн решил давать бесплатно попользоваться своими автомобилями в течении 24 часов. После запуска соответствующей рекламы, в автосалоны стало поступать множество обращений за пользованием такой услугой. Люди неохотно возвращали автомобили обратно, и большинство из них решались на покупку автомобиля.

Один из европейских производителей ополаскивателей для рта в кризис решил проводить оригинальную рекламную компанию. Он договорился со всеми стоматологическими поликлиниками, и разместил в них рекламные плакаты, притом разместил их в нужном месте. Эти плакаты висели прямо над стоматологическим креслом, соответственно когда проходили лечебные процедуры (полагаю, всем известно о том, что они довольно болезненны) посетители видели следующую надпись: «Хочешь снова уставиться в этот унылый потолок?» и рядом с ней видел бутылку ополаскивателя для рта. Продажи ополаскивателя увеличились в несколько раз.

Это лишь некоторые из примеров, которыми пестрит интернет. Они ярко иллюстрируют то, что в кризисные времена некоторые компании не стали прятаться в своих «панцирях», а наоборот пошли в наступление, и только выиграли от этого. И эта статья не призыв бежать и бездумно тратить все средства на рекламу, а скорее это пища для размышлений, ведь в такое трудное время как кризис, необходимо принимать правильные и взвешенные решения.